Какова история возникновения гипса?
Природный камень ГИПС содержится в недрах земли в каменном виде. Это природная осадочная порода.
Он известен в качестве строительного материала в древних времен.
Гипс был открыт в Древнем Египте еще в 5-4 тысячелетии до н.э.
Гипс активно использовался при строительстве некрополя в Саккаре (Нижний Египет).
Из гипса также делали декоративные изделия — вазы, блюда, а также в строительстве использовали обожженный гипс — для растворов, штукатурки, для связывания отбитых кусков, заполнения пустот, при установке саркофагов в пирамидах и гробницах, при скреплении каменных блоков пирамид.
Греки назвали этот материал гипрос — «кипящий камень» (делали лепнину), римляне способствовали распространению гипса в Европе, где с 15 века его широко используют для оштукатуривания поверхностей и внутренней отделки. Благодаря гипсу возникли архитектурные стили классицизм, борокко, ренессанс, рококо, ампир, модерн.
Гипсокартон был изобретен в США Огюстом Сэккета в конце 19 века — его назвали «отец гипсокартона».
Гипс известен людям давно как природный камень, он один из самых древних строительных материалов использовался еще в Древнем Египте и Риме в качестве декора. При раскопках были найдены элементы архитектурные украшения времен античности — бордюры, орнаменты, пилястры, колонны и другие.
Получали гипс египтяне путем сжигания еще 5 тысяч лет назад. После обжига материал измельчали и смешивали с водой. Пирамида Хеопса построена при помощи гипса, который укладывали между блоками.
Со временем его стали использовать ваятели, которые с помощью гипса создавали свои шедевры.
В Европе гипс сначала появился во Франции. Французы обмазывали гипсом свои дома для защиты от пожаров.
Нашел свое применение гипс и в медицине, но это было уже гораздо позже.
Гипс — это природный материал, осадочный минерал, который имеет следующий состав (подробнее тут):
Происхождение данного минерала таково (источник):
Вы, судя по всему, имеете в виду историю освоения гипса человеком, но он применяется в разных областях, среди которых можно выделить следующие:
Остановимся подробнее на одной из важнейших сфер применения гипса — медицинской. Гипсовая повязка используется при лечении переломов костей, повреждений суставов, растяжений и разрывов связок и по сей день, а впервые начал применять его знаменитый русский хирург, учёный-естествоиспытатель Николай Иванович Пирогов.
Гипс — природный камень, который образовался в результате испарения древнего океана 110 — 200 миллионов лет назад. В недрах земли гипс присутствует в виде камня — породы осадочного происхождения нескольких разновидностей. Он может быть на вид плотным, с мелкозернистой структурой, сахаровидным в изломе или крупнозернистым, с беспорядочно расположенными кристаллами, состоять из нитевидных кристаллов с шелковистым отливом или быть пластинчатым, с прозрачными кристаллами слоистой структуры. Цвет породы — белый, желтоватый, светло-серый — зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей. Гипс имеет уникальное свойство — при нагревании, химически связанная вода выделяется их кристаллической решетки, образуя полуводный гипс. Такой гипс может быть легко превращен в порошок. И наоборот, при добавлении воды минерал связывает ее в своей кристаллической решетке, возвращая гипсу изначальную прочность.
Гипс — один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как «алебастр», он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ — для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.
Гипсовая повязка Пирогова – метод, проверенный временем.
Ярким примером этому служит способ Басова, который был предложен в 1842 году. Сломанную руку или же ногу человека помещали в особый ящик, который был заполнен раствором алебастра, ящик потом посредством блока прикреплялся к потолку. Больной практически был прикован к своей койке. В 1851 году голландский врач Матиссен начал применять повязку из гипса. Этот ученый натирал на полосы материала сухой гипс, обертывал ими ногу пациента, а затем смачивал жидкостью.
Чтобы получить необходимый эффект, Пирогов пытался использовать для повязки любое сырье — крахмал, коллоидин и даже гуттаперчу. Однако любой из этих материалов обладал своими недостатками. Н.И. Пирогов решил создать свою собственную повязку из гипса, которая практически в том же виде используется и на сегодняшний день. Осознать то, что гипс является самым лучшим материалом, известный хирург смог после посещения мастерской популярного в те времена скульптора Н.А. Степанова. Там он впервые увидел действие раствора из гипса на полотно. Он сразу же догадался, что его можно использовать в хирургии, и сразу же наложил бинты и полоски холста, которые были намочены данным раствором, на довольно сложный перелом голени. У него перед глазами был замечательный эффект. Повязка моментально высохла: косой перелом, который к тому же имел сильный кровяной подтек, зажил даже без нагноения. Тогда ученый понял, что данная повязка может найти широкое применение в военно-полевой практике.
Первое применение гипсовой повязки.
У Пирогова уже началась страда на бою. Ему приходилось работать примерно по двенадцать часов в сутки, при этом он даже забывал что-то поесть. Эфирный наркоз хирургом широко применялся при боевых обстановках. В этот же период гениальному ученому удалось сделать еще одно изумительное открытие. Для того чтобы лечить переломы костей вместо липового луба он начал применять неподвижную повязку из крахмала. Пропитанные крахмалом куски холста накладывали слой за слоем на сломанную ногу или же руку. Крахмал начинал застывать, и в неподвижном состоянии кость с течением времени начинала срастаться. На месте перелома была довольно прочная костная мозоль. Под свист многочисленных пуль, которые пролетали над палатками лазарета, Николай Иванович осознал, какую большую пользу может принести солдатам ученый-медик.
А уже в начале 1854 года ученый Пирогов начинает понимать, что вполне возможно заменить довольно удобную крахмальную повязку на гипс. Гипс, который представляет собой серно-кислый кальций, является очень мелким порошком, который обладает огромной гигроскопичностью. Если его смешать вместе с водой в необходимых пропорциях, то он начинает застывать приблизительно за 5-10 минут. До этого ученого гипс стали использовать архитекторы, строители, а также скульпторы. В медицине Пирогов широко применял гипсовую повязку для того, чтобы фиксировать и консолидировать травмированную конечность.
Довольно широко стали использовать повязки из гипса во время транспортировки и при лечении больных, у которых были ранены конечности. Не без чувства гордости за свою нацию Н.И. Пирогов напоминает, что «благодеяние анестезирования и данной повязки в военно-полевой практике дознаны были нашей нацией ранее, чем иные нации». Довольно широкое применение, изобретенного им метода иммобилизации костей, дало возможность осуществлять, как утверждал сам создатель — «сберегательное лечение». Даже при довольно широких повреждениях костей не ампутировать конечности, а сохранять их. Грамотное лечение различных переломов в течение войны было залогом сохранения конечностей и жизни больного.
Гипсовая повязка в наши дни.
На сегодняшний день гипсовая повязка используется, как в травматологических, так и в хирургических клиниках во всех концах света. Ученые сегодня пытаются создавать различные виды таких повязок, совершенствуют состав входящих в нее компонентов, устройства, которые предназначены для наложения и снятия гипсов. Существенным образом, изначально созданный Пироговым, метод не изменился. Гипсовая повязка прошла одно из самых суровых испытаний – это испытание временем.
История возникновения гипсовой лепнины
Искусство оформления помещений лепниной из гипса возникло очень давно.
110 — 200 миллионов лет назад в результате испарения древнего океана возник природный камень, который позднее будет назван гипсом. Этот камень имеет удивительные свойства: при нагревании из его кристаллической решетки выделяется вода, образуя полуводный гипс. Такой гипс может быть легко превращен в порошок. И, наоборот, при добавлении воды минерал связывает ее в своей кристаллической решетке, возвращая гипсу изначальную прочность.
В 3700 году до нашей эры древние египтяне открыли это уникальное свойство гипса.
Гипс считается одним из самых древних строительных материалов. В древней Греции гипс называли алебастром. Древние греки ценили гипс за его белизну, за способность твердеть при соединении с водой, за возможность придания твердеющему составу любой формы. Они использовали гипс для отделки стен древних египетских пирамид. Этот материал был достаточно прочным, огнеупорным и достаточно легким.
Несмотря на то, что гипс широко использовался египтянами, своё название материал получил в Древней Греции. В переводе с древнегреческого «гипсос» обозначает «кипящий камень». Именно во времена Древней Греции и Рима гипсовая лепнина стала широко использоваться для украшения интерьера в помещениях. Римские правители высоко ценили украшения из гипсовой лепнины. Лепнина позволяла создать изображения жизни древних богов и мифических героев, которыми римские правители украшали свои дворцы.
Использование гипсовой лепнины проходит через всю историю рельефных архитектурных украшений во всех поздних вариантах — классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, всегда даря интерьеру уравновешенность, нарядность, гармонию.
В 17-18 веках гипсовая лепнина появилась и в России. Вскоре, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т.д. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера. Во дворце Монплезир в Петергофе мы можем увидеть особенности использования гипсовой лепнины в стиле барокко. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно. Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы.
Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические пристрастия людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора. Лепной декор помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого пространства. Используя накладной рельефный багет, дизайнер может разделить однообразно гладкие плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической ясности весь характер объемов оформляемого помещения.
История применения гипса: от древности до наших дней
Гипс — природный камень, который образовался в результате испарения древнего океана 110 — 200 миллионов лет назад. В недрах земли гипс присутствует в виде камня — породы осадочного происхождения нескольких разновидностей. Он может быть на вид плотным, с мелкозернистой структурой, сахаровидным в изломе или крупнозернистым, с беспорядочно расположенными кристаллами, состоять из нитевидных кристаллов с шелковистым отливом или быть пластинчатым, с прозрачными кристаллами слоистой структуры. Цвет породы — белый, желтоватый, светло-серый — зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей.
Гипс имеет уникальное свойство — при нагревании, химически связанная вода выделяется их кристаллической решетки, образуя полуводный гипс. Такой гипс может быть легко превращен в порошок. И наоборот, при добавлении воды минерал связывает ее в своей кристаллической решетке, возвращая гипсу изначальную прочность.
Гипс — один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как «алебастр», он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ — для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.
Декорирование при помощи лепнины известно с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте помимо резьбы по камню использовались предметы декора из натурального гипса и алебастра, которые, кстати, дошли до нас в изумительном состоянии. Расцвета лепной декор достиг во времена античности. По раскопкам нам известны великолепные образцы архитектурных украшений, которые некогда создавали облик и интерьеры древних построек Греции и Рима. Именно с тех давних пор на протяжении всей истории искусств столь популярны изобразительные орнаменты, бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли — элементы, которые во все времена придавали любому архитектурному творению парадный и респектабельный вид.
В зависимости от господствующего стиля и моды на отделочные материалы менялся внешний вид декоративных рельефов. Высеченные в мраморе или отлитые в гипсе, вырезанные из дерева и покрытые бронзой, они неизменно присутствовали в интерьере богатого дома, украшали фасады частных особняков, «формировали лицо», «вносили дух» и «создавали атмосферу».
Традиции, заложенные античностью, бережно наследовались от эпохи к эпохе, совершенствовались и приобретали новые характерные черты. Так, лепнина служила достойным украшением ренессансного интерьера и стала не просто неотъемлемой частью, а своего рода визитной карточкой обстановки в стиле барокко и рококо. Очередного взлета и совершенства ей удалось достичь в эпоху классицизма. Столь непродолжительно царивший модерн также внес свои характерные черты в историю художественной лепнины, придав ей капризную элегантность, динамику и асимметричность изобразительного ряда.
Независимо от стиля лепнина всегда считалась хорошим тоном. Естественно, она сохранила свой статус и сегодня, когда огромное количество частных интерьеров оформлено на самом высоком уровне и как «эксклюзив».
Исторически сложилось так, что элементы лепного декора чаще всего напоминали стилизованные растительные формы. Подобные мотивы и по сей день считаются наиболее распространенными. Традиционная лепнина предполагает множество изящных, плотно скомпонованных деталей в виде стеблей и листьев, цветов и побегов. Лавр и эвкалипт, гирлянды из аканфа и пальмовых ветвей, виноградная лоза и перевитые стебли, запечатленные в гипсе, всегда служили атрибутами высокого стиля архитектуры и интерьера. Кроме того, в качестве лепных украшений нередко использовались орнаменты, имитирующие пластику морских волн, причудливо изогнутых раковин, диковинных рыб, птиц, животных и насекомых. При этом каждый элемент имел свое символическое значение. Например, цветы и фрукты олицетворяли плодородие, листья пальмы или лавра передавали хвалебный и прославляющий тон, а изображения совы и змеи означали спокойствие и мудрость.
Наряду с декоративным в архитектурных формах присутствовал и строгий орнамент. Он украшал прежде всего классический античный интерьер. Не менее популярны геометрические лепные узоры и сегодня. Так или иначе, архитектура прежних эпох всегда находила отражение в бордюрных фризах, напоминающих гирлянды, медальонах из стилизованных шишек и бутонов, колоннах и пилястрах с нарядными капителями. Лепнина в современном интерьере в большинстве случаев повторяет то лучшее, что создано на протяжении веков.
Из множества материалов, пригодных для выполнения декоративных элементов фасада или интерьера, история и здравый смысл остановились на гипсе. Именно гипсовой лепнине суждено было стать техникой, традиционной для тех случаев, когда необходимо придать архитектурному творению и обстановке чуточку великолепия.
Гипс — удивительный материал: живой и дышащий, трепетный и отзывчивый. Ему нет равных при создании таких важных мелочей, которые будет украшать только ваш интерьер, только ваш дом и только вашу жизнь. К тому же невозможно найти материал столь же экологически безвредный, дешевый в ремонте и реставрации и позволяющий комбинировать разные виды отделки. Приверженцы старого доброго гипса добавят в список его достоинств и высокую пожаробезопасность. Все правда, недаром он остается непревзойденным столько времени. Недаром именно он украшает большинство интерьеров и фасадов неподражаемого Петербурга, Рима, Парижа, Кельна, Лондона и других «жемчужин».
Кто изобрел гипс
Гипс — минерал, водный сульфат кальция. Волокнистая разновидность гипса называется селенитом, а зернистая — алебастром. Один из самых распространенных минералов, термин используется и для обозначения сложенных им пород. Гипсом также принято называть строительный материал, получаемый путем частичного обезвоживания и измельчения минерала. Название происходит от греч. гипсос, что в древности обозначало и собственно гипс, и мел. Плотная снежно белая, кремовая или розовая тонкозернистая разновидность гипса известна как алебастр
Смотрите так же:
Цвет самый разный, но обычно белый, серый, жёлтый, розовый и т.д. Чистые прозрачные кристаллы бесцветны. Примесями может быть окрашен в различные цвета. Цвет черты белый. Блеск у кристаллов стеклянный, иногда с перламутровым отливом из-за микротрещинок совершенной спайности, у селенита — шелковистый. Твёрдость 2 (эталон шкалы Мооса). Спайность весьма совершенная в одном направлении. Тонкие кристаллы и спайные пластинки гибки. Плотность 2,31 — 2,33 г/см 3 .
Обладает заметной растворимостью в воде. Замечательной особенностью гипса является то обстоятельство, что растворимость его при повышении температуры достигает максимума при 37-38°, а затем довольно быстро падает. Наибольшее снижение растворимости устанавливается при температурах свыше 107° вследствие образования «полугидрата» — CaSO4 × 1/2H2O.
При 107°C частично теряет воду, переходя в белый порошок алебастра, (2CaSO4 × Н2О), который заметно растворим в воде. В силу меньшего количества гидратных молекул, алебастр при полимеризации не даёт усадки (увеличивается в объеме прибл. на 1%). Под п. тр. теряет воду, расщепляется и сплавляется в белую эмаль. На угле в восстановительном пламени даёт CaS. В воде, подкисленной H2SO4, растворяется гораздо лучше, чем в чистой. Однако при концентрации H2SO4 свыше 75 г/л. растворимость резко падает. В HCl растворим очень мало.
МОРФОЛОГИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Широко распространённый минерал, в природных условиях образуется различными путями. Происхождение осадочное (типичный морской хемогенный осадок), низкотемпературно-гидротермальное, встречается в карстовых пещерах и сольфатарах. Осаждается из богатых сульфатами водных растворов при усыхании морских лагун, солёных озёр. Образует пласты, прослои и линзы среди осадочных пород, часто в ассоциациях с ангидритом, галитом, целестином, самородной серой, иногда с битумами и нефтью. В значительных массах он отлагается осадочным путем в озёрных и морских соленосных отмирающих бассейнах. При этом гипс наряду с NaCl может выделяться лишь в начальных стадиях испарения, когда концентрация других растворенных солей еще не высока. При достижении некоторого определенного значения концентрации солей, в частности NaCl и особенно MgCl2, вместо гипса будут кристаллизоваться ангидрит и затем уже другие, более растворимые соли, т.е. гипс в этих бассейнах должен принадлежать к числу более ранних химических осадков. И действительно, во многих соляных месторождениях пласты гипса (а также ангидрита), переслаиваясь с пластами каменной соли, располагаются в нижних частях залежей и в ряде случаев подстилаются лишь химически осажденными известняками.
В России мощные гипсоносные толщи пермского возраста распространены по Западному Приуралью, в Башкирии и Татарстане, в Архангельской, Вологодской, Горьковской и других областях. Многочисленные месторождения верхнеюрского возраста устанавливаются на Сев. Кавказе, в Дагестане. Замечательные коллекционные образцы с кристаллами гипса известны из месторождения Гаурдак (Туркмения) и других месторождений Средней Азии (в Таджикистане и Узбекистане), в Среднем Поволжье, в юрских глинах Калужской области. В термальных пещерах Naica Mine, (Мексика) были найдены друзы уникальных по размерам кристаллов гипса длиной до 11 м.
ПРИМЕНЕНИЕ
При низкотемпературной (95-100 °C) тепловой обработке в герметически закрытых аппаратах образуется гипс α-модификации, продукт измельчения которого называется высокопрочным гипсом.
В смеси с водой α и β-гипс твердеет, превращаясь снова в двуводный гипс, с выделением тепла и незначительным увеличением объема (приблизительно на 1 %), однако такой вторичный гипсовый камень имеет уже равномерную мелкокристаллическую структуру, цвет различных оттенков белого (в зависимости от сырья), непрозрачный и микропористый. Эти свойства гипса находят применение в различных сферах деятельности человека.
Гипс (англ. Gypsum) — CaSO4 * 2H2O
Станьте первым!